ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ
ИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если уж у нас страница ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, то давайте познакомимся сегодня с ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, с тем качеством, без которого не возможен успех, невозможно достижение цели
и построение счастливых отношений.
Мы под ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ будем понимать осознанный, самостоятельно принятый выбор целей, решений, действий и их последствий.

Взрослые люди часто принимают за ответственность –
долг, обязанность (по воспитанию, обеспечению). Причем считают ответственность постоянной, неизменной величиной, которая тяготит, но ее продолжают тянуть, пока не приходят к перегрузу, чувству вины и, как следствие, эмоциональному срыву и проблемам со здоровьем. Есть и обратная сторона – осознанное принятие на себя гиперответственности, приводящее к контролю за всем и всеми, повышенной тревожности и гиперопеке, что в свою очередь,
как правило, тоже приводит к эмоциональному срыву и проблемам
со здоровьем. Безусловно, прежде чем заниматься развитием
ответственности у детей, родителям нужно разобраться с собственной ответственностью, чтобы пример для детей был не травмирующей ответственности, а развивающей.

Мы с детства слышали «БУДЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ», до натертой мозоли в мозгах..., «ТЫ ПОСТУПИЛ БЕЗОТВЕТСТВЕННО»,
как одно из нравоучений со стороны взрослых. А вот что это конкретно, о чем это и про что, нам мало объясняли. Часто все сводилось к ДОЛГУ, выполнению чужой воли, что вызывало тяжелые ощущения. С этой болезненно униженной ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
мы вошли во взрослую жизнь, где стало модным ещё и заключать её в ЗОНЫ. Мужчина обеспечивает семью – это его зона ответственности, женщина воспитывает детей – классическое зонирование ответственности в семьях. Но это не всегда соответствует темпераментам, характерам и интересам родителей, что впоследствии приводит к семейным проблемам.

В методических рекомендациях мы рассмотрим несколько способов проработки и структурирования семейных и личных ответственностей.

Но не все люди берут на себя ответственность и даже не всем
это дано. Проблема ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах.
Существуют такие понятия как:


Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям.

Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности.

Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия.

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнять взятые на себя обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале человеку необходима крепкая воля. Гораздо проще попытаться избежать всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит безвольному человеку дополнительные беспокойства.

К ответственности, осознанному
принятию решений и последствий ведёт
долгий путь развития

Ответственность формируется на протяжении всей жизни человека.
В детстве закладываются лишь базисные основы, соответствующие возрастному развитию. Чем позже начинается формирование базы для ответственности, тем позже у ребенка она будет проявляться.
ВОЗРАСТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Условия воспитания ответственности:
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое
поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это
знание – основа ответственного поведения в будущем. Но родители часто склонны думать, что ребенок – это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в
состоянии, исходя из особенностей своего возраста.
До 2 лет – это возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.
Пока малышу нужен взрослый «проводник» который поможет
разобраться в этом непростом мире.
От 2 до 3,5 лет - это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот
период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается
ответственным, а какое – нет.

Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Раньше ему нравилось быть в чистой одежде, а теперь он обмазался вареньем и смотрит, как вы
отреагируете. Или он охотно помогал убирать игрушки, а теперь вы слышите его решительное «нет!». Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет
очевидным.

А пока старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила, которые должны быть неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения ребенка (например, если кошку нельзя тискать, то уж нельзя никогда, ни тогда, когда вы разговариваете по телефону, ни тогда, когда он демонстрирует свое недовольство криком).
Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей,
за которые ребенок должен нести ответственность.

Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно.

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны
признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым.

Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш (не похвалили, не заметили, обсмеяли), а не выигрыш, то это поведение не закрепится.
Возраст 5-7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое – нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности.

У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться
в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от
дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные
«зоны ответственности», связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность
бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы.
К семи годам азы ответственности уже заложены, теперь осталось только продолжить начатое. Все еще актуальным остается выполнение домашних обязанностей, хорошая учеба в школе, уход за питомцем. Воспитание чувства ответственности у детей после семи лет носит дополняющий и корректирующий характер.

Школьник уже способен мыслить абстрактными категориями и воспринимать беседы на морально – этические темы. В ходе таких бесед взрослый имеет возможность выявить некоторые пробелы в воспитании и восполнить их. Сам критерий ответственного поведения должен постепенно расширяться. Дети должны чувствовать ответственность не только за сохранность вещей или помощь по дому, но и за собственные слова и поступки, достижения и провалы.

В процессе воспитания нужно помнить и понимать, что никакие знания и методики не принесут ожидаемых результатов, если отсутствует перед глазами пример родителей. Как бы банально не звучало, но дети — это зеркало семьи. Ответственную самодостаточную личность могут воспитать только семья, живущая по этим же правилам.
В подростковые годы возрастает потребность детей в ответственности и автономии. Это важная часть их пути к взрослой жизни. Чтобы стать способными взрослыми, подросткам необходимо научиться принимать правильные решения самостоятельно.

Процесс, помогающий детям брать на себя ответственность и
принимать решения, является ключевой задачей для родителей. У вас есть важная роль в обучении и поддержке вашего ребёнка, чтобы он был готовым к большей ответственности. Это означает, что вам нужно
планировать, когда и в каких областях позволить вашему ребёнку принимать решения.

Как быстро вы передаёте ответственность своему подростку, зависит от вас. Это будет зависеть от многих факторов, включая ваш
собственный уровень комфорта, семейную и культурную традиции,
а также зрелость вашего ребёнка. В идеале вы и ваш ребёнок должны чувствовать себя комфортно в процессе формирования
ответственности и с темпами изменений. Слишком объёмный или слишком быстрый процесс изменений в ответственности подростка перегружает вас всех, а слишком малый или слишком медленный может закончиться тем, что у вашего ребёнка усилится чувство нетерпения и бунтарства.

Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником,к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!)
в нужном направлении. Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь.
Формирование ответственности начинается
со стиля родительского воспитания:
авторитетного,
попустительского или авторитарного.
Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок». Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность,порвав все связи
с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.
ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА
Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе
дошкольный возраст - это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота - под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?» Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-
следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.
Ответственность за действия,
связанные с благополучием близких
и других людей

Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала...»?
Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение,
ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.
Ответственность за домашних любимцев
Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например,
помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко
отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.
Ответственность за собственные вещи
Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою ответственность за их состояние примерно в 3 года.
До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого напоминания
«не бей, а то сломается» достаточно быстро успокаивается.
С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего «хозяйства» в порядке. Конечно, этап
сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру
одновременно.
Ответственность за данное слово
и принятое решение

В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов. И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» – такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.
Ответственность за собственные успехи,
а особенно неудачи

Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать
с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора
встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка – значит блокировать его собственность за процесс.
Экологическая ответственность
К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе. Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою
жизнь полностью в свои руки. Роль родителя перемещается в роль советчика, если удалось установить хорошие и теплые отношения
с ребенком в период его роста и взросления. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Нам важно ваше мнение
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, чтобы мы сделали программу лучше для вас!