Важность поощрений
Большинство детей хотят делать то, чего от них ожидают родители. Любовь и внимание родителей являются сильнейшими мотиваторами в мире, и дети много работают, чтобы получить их. Проблемы возникают тогда, когда родители не уделяют детям достаточно внимания или когда акцентируют его только на нежелательном поведении, не замечая хорошие вещи, которые дети делают, чтобы угодить им.

Иногда родители много хотят от ребенка, не учитывая его уровень развития или обстоятельства. Одна из самых распространенных ошибок, это слишком общие инструкции. Такие требования, как «Веди себя хорошо» или «Будь вежливым» не слишком понятны для ребенка младше 10 лет. Высказывайтесь конкретнее. Скажите: «Говори спокойно, хватит кричать» или «Отдай мальчику его машинку». Очень мало детей могут понять требование: «Приберись в комнате». Они лучше отреагируют на фразу «Собери кубики» или «Положи одежду в стиральную корзину«. Много маленьких задач настроят ребенка на последующие.

Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила:

• обращайтесь к ребенку доброжелательно, вежливо, исключите командный тон.

Когда вы сообщаете ребёнку о запрете, следите за тоном. Он должен быть дружеским и разъяснительным, а не повелительным. Исключите из своего лексикона фразы типа «нельзя, потому что я так сказала!», «нельзя и всё!». Говорите: «Нельзя потому что…», объясняйте причинно-следственные связи. А лучше всего сказать, начиная с фразы: «Я не могу себе позволить, чтоб…», например – «ты перегрелся на солнце, а потом у тебя болела голова и кожа».

• старайтесь вызвать у ребенка ответственное отношение к выполнению вашего задания.

О содержании правил и ограничений для ребёнка должны быть осведомлены все члены семьи, которые принимают непосредственное участие в воспитании ребёнка, согласованность необходима. Требования, которые предъявляются ребёнку близкими не должны нести противоречивый характер.

• обращаясь к ребенку с просьбой, дайте ему инструкцию ее выполнения.

Не просите ребенка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите. У каждого возрастного периода есть свои задачи и ограничения. Например, ребёнку до пяти лет не может быть присуща аккуратность – это возраст «пачканья» и исследования всего окружающего. А малыш, который ползает или начинает ходить, всё тянет, переворачивает, открывает шкафчики. Это те соблазны, которые ребёнок не способен контролировать в силу своего возраста, он развивается таким способом. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, следует соразмерять собственные ожидания с возможностями ребёнка. Возьмите на себя ответственность за состояние окружающей обстановки. Уберите в зону детской недосягаемости ценные и опасные предметы. Но не допускайте явного противоречия между родительскими требованиями и важнейшими закономерными для данного возраста потребностями.

• выразите родительскую признательность за выполненную работу.

Ограничения, требования и границы в жизни ребёнка необходимы для его безопасности и ощущения себя в надёжной предсказуемой среде. Но этих правил не должно быть больше, чем прав ребёнка и хорошо было бы придать правилам достаточную гибкость. Всегда есть запреты, которые не обсуждаются, они относятся к здоровью и безопасности. Но так же ребёнку необходимо психологическое пространство для тренировки способности к сознательному выбору, и вопросы, которые он может решать самостоятельно. Ребёнок – полноценный член семьи и хотя бы иногда включайте его в процесс семейного совета по поводу принятия решения, например о какой-нибудь покупке (если это что-то доступное), уважительно выслушайте его мнение.

Не стоит пытаться дисциплинировать ребенка, когда он устал, голодный, очень расстроен или под действием стресса. Лучше будет, если вы выведете ребенка из ситуации, дадите ему все, что необходимо (сон, еду, объятия), и попробуете еще раз.

Менее очевидно то, что заниматься с ребенком стоит тогда, когда и вы, если не чувствуете себя отдохнувшим, то хотя бы не падаете от усталости. Когда вы в ещё более худшем состоянии, чем ваш ребенок, вы вряд ли научите его чему-нибудь ценному.

Сделайте перерыв. Хотя дети и должны будут понять, что родители имеют эмоциональную реакцию на их поведение (ваше выражение лица, голос и др.), будьте осторожны, когда теряете контроль над собой. И вы сами, и ребенок может испугаться вашей чрезмерной реакции. Позже вы, вероятно, обязательно пожалеете о том, что сказали или сделали. А это — ну совсем не тот путь, который ведет к правильному воспитанию.

Часто вопрос дисциплины просто исчезает, когда родители переключают внимание на позитив, стратегически игнорируя некоторые шалости. Награды, такие как сладости, наклейки «оценки» или развлечения могут помочь сформировать поведение, но самую мощную силу имеет похвала родителей и ощущение, что ребенок может делать то, что от него ожидают. Эти внутренние награды важны: они дают ребенку возможность почувствовать гордость за себя и правильно реагировать на последующие вызовы жизни.

Наказания, конечно, тоже важны и нужны, но помните, что это лишь крайняя мера для обозначения границ, к которой не нужно прибегать постоянно.