Еще одна техника, которая поможет обучать ребенка правилам.

Давайте рассмотрим, как быть в ситуациях, когда ваш ребёнок делает что-то «не то» и вам нужно остановить его и научить действовать по-другому.
Чётко и внятно скажите, чтобы ребёнок прямо сейчас прекратил делать то, что он делает. Не нужно кричать и проявлять излишние эмоции. От ваших эмоций ребёнок быстрее напугается, вместо того, чтобы чему-то научиться. Говорите с ним обязательно в уважительной форме.

Ребёнок должен услышать от вас чёткое и ясное указание, что данное действие нужно сейчас же прекратить. Скажите это вежливо, но очень чётко и внятно. Важно, чтобы вы максимально завладели его вниманием (не говорите из другой комнаты или издалека, подойдите ближе к нему, дотроньтесь до него, присядьте на корточки).

Иногда бывает необходимо даже физически удержать ребёнка, остановить его, придержать (например, когда ребёнок бежит на дорогу). Контролируйте свои силы и не делайте ребёнку больно, когда останавливаете его. Прилагайте именно столько усилий, сколько необходимо, чтобы остановить его, а не сделать ему больно. В таких случаях можно, вместе с физическим действием громко сказать два слова: «Маша, стой!». Это лучше, чем кричать: «Куда ты лезешь?», «Куда ты смотришь?», «Ты соображаешь, что ты делаешь?», «Тебе что, под машину хочется попасть?» и т.д.
Далее сформулируйте короткое правило для ребёнка, почему так делать нельзя. Это очень важный шаг. Это как раз и есть обучение ребёнка на будущее. Он должен очень хорошо понимать, почему так делать нельзя, какое за этим запретом стоит правило. Объясните правило коротко и понятным для ребёнка языком, не пускайтесь в длинные объяснения. Объясните правило в безличной форме, чтобы избежать слово «ты», которое часто заставляет ребёнка защищаться.

Ребёнку нужно услышать правило много раз, прежде чем он усвоит его и из «внешнего указания» оно превратится во «внутреннее знание». Правила и объяснения ребёнку нужно повторять много раз, одно и то же, снова и снова. «Он никогда ничего не понимает с первого раза» – так звучит частая жалоба родителей. Наберитесь терпения и смиритесь с тем, что одни и те же правила ребёнку придётся повторять много раз, чтобы он их запомнил и научился новому. Помните чудесную пословицу: «Повторение – мать учения»? Мы любим повторять эту пословицу нашим детям, хотя сами часто забываем о ней. Нам хочется, чтобы ребёнок всё понимал «с первого раза». Чтобы лучше понять процесс обучения, давайте вспомним, как ваш ребёнок учился ходить. Ведь это произошло не за один день. Он долго тренировался, стоял, держась за опору, много раз терял равновесие и только потом сделал свои первые шаги. Очень важно помнить, что обучение различным правилам и ограничениям тоже похоже на этот процесс. Ребёнок должен услышать правило много раз, прежде чем, действительно, запомнит его и будет готов полностью ему следовать. Поэтому, пожалуйста, не выходите из себя, если одна и та же ситуация повторяется несколько раз подряд. Не кричите: «Я же тебе уже говорила!», «Сколько раз тебе можно повторять!», «С первого раза ничего не понимаешь!» Вам нужно терпеливо и последовательно снова и снова повторять правила, которые вы уже объясняли раньше и реагировать всегда одинаковым образом, придерживаться одной и то же линии поведения. Ваше терпение, последовательность и твёрдость – залог того, что ваш ребёнок быстро усвоит новое правило и будет следовать ему.
Это важнейший и ключевой шаг, о котором мы, родители, очень часто забываем. Когда вы накладываете какое-то ограничение или запрет на действия ребёнка, вам обязательно нужно предложить ему какую-то альтернативу этому действию, какой-то другой вариант поведения.

Подумайте, а как ещё мой ребёнок может удовлетворить эту свою потребность по-другому? Как он может сделать то, что ему хочется, но по-другому, приемлемым способом? Чему я могу его научить?

Это ваш огромный шаг навстречу ребёнку. Как правило, многое из того, что ребёнку «нельзя», ему на самом деле «можно» сделать в другом месте или с другим предметом или в другое время или как-то по-другому.

Предлагая альтернативу или выбор, вы показываете ребёнку, что понимаете его, готовы идти ему навстречу и договариваться с ним. Вы не просто запрещаете, но так же показываете ему, как это делать «можно», предлагаете ему разные варианты. Это и есть обучение ребёнка на будущее. Наша задача – чтобы в следующий раз он не только вспомнил правило, но и знал, как повести себя по-другому. Кроме того, на категоричные родительские «нельзя», «я тебе запрещаю это делать» дети реагируют болезненно. А если вы тут же предлагаете ребёнку различные варианты и показываете, как это делать «можно», то ребёнок скорее пойдёт вам навстречу.
Такое «нельзя» воспринимается ребёнку намного легче, его внимание ребёнка сразу переключается на различные другие варианты, из которых он может выбирать. Он видит, что взрослый идёт ему навстречу и старается ему помочь и тогда у ребёнка намного реже возникает обида и злость, сопротивление или желания делать «назло».

Да, ребёнок может выразить своё недовольство, может обидеться или разозлиться «по привычке», но вы сразу же увидите, насколько ему проще с вами согласиться, потому что вы не категоричны, вы в диалоге с ним и предлагаете выход, разные варианты. Ребёнок это обязательно оценит.

Не сдавайтесь! Может быть, у вас не сразу всё получится, но вы обязательно увидите, как изменится реакция ребёнка на запрет. Со временем вам будет всё проще и проще видеть эти различные варианты поведения, которые вы сможете предлагать вашему ребёнку.

В этом подходе есть ещё один очень «жирный» плюс. Вы на своём примере показываете ребёнку, что нужно уметь договариваться, искать компромисс, идти навстречу другому человеку. Ребёнок видит, что из любой ситуации всегда есть выход и одно и то же действие можно сделать разными способами, стоит только подумать.
Этот шаг нужен для того, чтобы закончить ситуацию на «позитивной ноте». Поблагодарите ребёнка за то, что он пошёл вам навстречу, согласился с вами. Покажите, как вы рады, что вам удалось договориться. Уточните, понял ли он ваше объяснение? Выразите надежду и веру в то, что в следующий раз ребёнок поведёт себя по-другому, вспомнив ваши наставления и объяснения.

Итак, если ребёнок делает что-то «не то» и вам нужно быстро его остановить, применяйте 4 шага:

1) Остановите ребёнка.

2) Объясните правило.

3) Предложите альтернативу.

4) Поблагодарите!

Конечно, бывают ситуации, когда «Стоп» не нужен.

Тогда начните сразу с «Объясняем правило». Будьте уверены, что вы подошли к ребёнку, привлекли его внимание, что он вас точно слышит. Можете взять его за ручку или положить руку ему на плечо. Постарайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребёнка.

2) Объясните правило;

3) Предложите альтернативу;

4) Поблагодарите.