ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Методические рекомендации
В этом разделе мы поговорим о границах, способах их обозначения и соблюдении с обеих сторон. Поскольку именно границы являются базой развития дисциплинированности в ребенке.
Границы — не генетический признак. Они не передаются по наследству, а формируются в процессе всей жизни. Но именно в детстве, в период формирования характера ребенка, и закладывается фундамент для их определения.
При наличии ясно различимых границ у детей развиваются следующие качества:
Четкое ощущение того, кто они такие
Представление о том, за что они отвечают
Способность самим делать выбор
Понимание последствий выбора
Задача родителей — помочь своим детям усвоить, что в жизни существуют ограничения.
В психологии выделяют шесть основных видов границ
Физические
Пространственные
Личное пространство ребенка
Право собственности
Эмоциональные
Временные
Формирование каждой из них имеет большое значение. Давайте рассмотрим все границы по очереди.
1. ФИЗИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЕБЕНКА
Физическую границу определить легко. Это само тело. Но вот адекватно сформировать ее порой бывает очень трудно для родителей! Маленькие дети такие милые, их так и норовят подергать за щечку, взять на ручки, поцеловать, потрепать за волосы! Однако это не всегда нравится малышу. Он должен сам определять; кого хочет подпускать так близко, а кого нет.

Ребенку, которого постоянно носят на руках, прижимают к себе, держат за руку, очень трудно сформировать физическую границу, трудно почувствовать свое тело и научиться им управлять, он не может почувствовать свою самостоятельность. И в дальнейшем это обязательно скажется на его характере. Еще один аспект — физическое наказание детей. Шлёпая по попе, вы нарушаете физическую границу ребенка, ставите себя выше малыша и полагаете, что имеете на это право. Кто-то считает этот метод воспитания эффективным, мол, так быстрее доходит, и может отшлепать ребенка для профилактики, сознательно и обдуманно; кто-то делает это случайно, в порыве злости, на эмоциях. В любом случае, таким образом вы вторгаетесь в зону физической границы вашего ребенка. Вы, безусловно, сильнее его и морально, и физически, но не обязательно демонстрировать это таким способом. Все, что вы хотите донести до малыша; можно спокойно объяснить. Наказывая ребенка физически, вы мешаете формированию его физической границы, что влечет за собой проблемы в дальнейшем: он не сможет дать отпор другим, сказать «нет», может стать замкнутым или; напротив, быть очень агрессивным и драчуном, желающим выяснять отношения исключительно кулаками.
2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ РЕБЕНКА
Пространственные границы еще называют «второй кожей», они определяют нашу взаимосвязь с окружающим миром. Все дети по-разному осваивают новое место: одни носятся, сшибая все на своем пути; другие внимательно исследуют, присматриваются; третьи пугаются, плачут и жмутся к маме. Как правило, так ведут себя дети, которых постоянно одергивают, не давая проявить самостоятельность. Необходимо давать детям некую свободу: попробовать что-то новое, залезть на горку, пройти по узкому бордюру.

Очень часто мы, родители, перекладываем свои страхи на детей, ограничивая их личную свободу. «Ты не сможешь », «еще маленький тут лазить» , «Ты упадешь» . Но если он не попробует этого сейчас, то не сможет и потом! Адекватное установление пространственной границы дает человеку уверенность в себе, которая формируется с детства. Наша задача — помочь им почувствовать и установить ее.
3. ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕБЕНКА
Личное пространство — это то, что принадлежит мне и только мне. Некая территория, где я хозяин. Каждому человеку необходимо иметь такое место, а ребенку особенно. Если позволяют условия, у ребенка должна быть своя комната, если нет, то хотя бы столик, небольшое рабочее место. Там он сам должен наводить порядок, раскладывать все по-своему. Родители могут предлагать, давать совет, как лучше, но решения должен принимать малыш! У ребенка есть свое представление, как ему освоить предоставленную ему территорию. Часто от родителей можно услышать фразы: «Ты еще маленький командовать, для игрушек место будет здесь», «Здесь этому не место», «Когда вырастешь, тогда и будешь решать, куда что поставить в своей комнате».

Дайте ему свободу, возможность проявить себя и вы увидите, как он может организовать все вокруг себя. Данный вид границ очень хорошо развивается в игре: когда ребенок сам строит города или железную дорогу. Только ему одному понятно, как все устроено в его придуманной системе. Уважайте личное пространство своего ребенка. Просите разрешения, чтобы нарушить его, например, войти в комнату, не переставляйте вещи без его ведома. Только так ваш малыш научится уважать личное пространство других людей, в том числе и ваше.
4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА
Эта граница — одна из самых не любимых родителями! Они обожают ее нарушать! Право собственности — термин юридический. Но в данном случае он более чем уместен. Это право на обладание чем-либо. То, что принадлежит вашему ребенку, принадлежит только ему, и он имеет право распоряжаться этим так, как ему хочется, а не так, как решат за него родители. «Я тебе не для того подарила машинку, чтобы ты ее возил по грязи», «Ты неправильно играешь в этот дом», «Эту игрушку нельзя кидать», «Твоя машинка была старая, я ее выкинула».

Если вы что-то дарите малышу, то не распоряжайтесь этими вещами как своими и не диктуйте ему правила пользования ими.

Если он сломает подаренный ему вертолет, то это будет его вина, и он останется без вертолета. И это его выбор. Дети сами разберутся, что им делать со своими вещами! Они должны научиться распоряжаться своей собственностью.
5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ РЕБЕНКА
Эмоциональные границы — очень тонкие, их трудно выделить. У каждого человека есть право на то, чтобы о чем-то не говорить, что-то не слышать, что-то скрывать. Как сформировать их в ребенке? Во-первых, нужно научить его определять правильно те эмоции, которые он испытывает: страх, злость, удовольствие, и помочь ему понять, почему и в какой момент те или иные эмоции у него возникают, научить правильно их выражать. Во — вторых, надо уважать эмоциональную границу малыша, не давить на него, не заставлять рассказывать то, о чем он говорить не хочет. У него могут быть свои секреты. Иногда ему надо побыть одному, если он расстроен. Только уважая эмоции и чувства своего ребенка, вы научите его уважать эмоции и чувства окружающих.
6. ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ РЕБЕНКА
Наверняка у всех есть друзья или знакомые, которые постоянно опаздывают на встречи, на работу, и совершенно ничего нельзя с ними сделать. Чувство времени развивается с детства, и потом что-либо исправить довольно сложно. Если вы хотите, чтобы ребенок был пунктуальным, успевал делать уроки, мог спланировать занятия на день, вам нужно воспитать в нем чувство времени.

Для этого вы можете вместе составить список дел, чтобы потом строго его придерживаться.

Малыш хочет гулять, а вам надо в магазин, тогда вы можете сказать: «Сначала мы сходим в магазин, это займет у нас не больше получаса. И потом погуляем». А на детской площадке предупредите его заранее, когда надо будет идти домой, чтобы уход с улицы для него не был неожиданностью. Он должен понять, сколько у него есть времени, чтобы закончить игру.

Планирование дел и обсуждение их с ребенком хорошо развивает чувство времени.

Нарушение границ ребенка может привести к однобокому развитию личности по двум основным сценариям. В первом случае получается человек, не осознающий своих собственных потребностей и желаний, не верящий в себя и свои силы, живущий по указке других людей. Во втором — человек, не распознающий и не уважающий границ других людей, подчиняющий всех и вся своей воле и желаниям. Соблюдение границ своего ребенка и оказание помощи ему в адекватном установлении этих границ поможет воспитать гармоничную личность, способную самостоятельно принимать решения и контролировать свою жизнь.

И помните, что установление границ должно способствовать гармонии взаимоотношений между родителями и ребенком. Оно должно обеспечивать его безопасность, формировать принципы правильного поведения и социальные навыки, а не превращать его жизнь в череду сплошных запретов и страха самостоятельности.